Неполный комплект и полная утрата бухгалтерской документации чреваты крайне негативными последствиями для бизнеса, начиная с солидных штрафов и доначислений со стороны налоговой и заканчивая привлечением руководства и бенефициаров компании к ответственности (субсидиарной, административной или даже уголовной). Поэтому если в компании были выявлены проблемы с отсутствием бухгалтерских документов, необходимо немедленно принимать меры по их восстановлению.
Первые шаги
Как и в любом деле начинать надо с четкого определения круга имеющихся проблем, чтобы затем, с учетом масштаба выявленного хаоса, вплотную заняться постановкой актуальных целей и задач. В зависимости от обстоятельств ситуации и фактора времени, восстановление может быть:
- полным (если документация была полностью утрачена);
- частичным (если отсутствуют отдельные документы);
- срочным (если ожидается налоговая проверка или по иным причинам требуется оперативность).
После постановки целей и задач руководству необходимо решить вопрос о том, кому оно доверит восстановление бухучета, штатным бухгалтерам или профессионалам консалтинговой компании.
Сколько времени займет восстановление?
В зависимости от сложности и объема задач, процесс восстановления обычно занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.
Процесс восстановления бухгалтерского учета
Восстановление учета проходит в несколько этапов:
Этап №1. Инвентаризация и анализ
На этом этапе проводится инвентаризация финансовых, налоговых и кадровых документов компании. Осуществляется детальная проверка расчетов налоговых и иных платежей, правильность внесения в программу регистрационных данных. Документы бухучета анализируются на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства. Выявляются все допущенные ошибки, несоответствия между документами и т.д. После этого определяется круг первостепенных и второстепенных задач по восстановлению документации.
Если инвентаризацию проводит бухгалтерская компания, то на этом этапе:
- формируется отчет;
- определяется примерная стоимость работ;
- даются профессиональные рекомендации заказчику;
- подписывается договор с заказчиком.
Стоимость услуг бухгалтерской компании зависит от:
- режима налогообложения компании;
- численности ее персонала;
- объема хозяйственных операций;
- сложности и срочности восстановительных работ.
Этап №2. Планирование
Весь объем работ распределяется по секторам. Для каждого сектора определяются свои цели и задачи, а также четкие сроки для их исполнения. По итогам планирования составляется план работ, в котором прописываются сроки окончания работ как по отдельным задачам, так и по всей процедуре восстановления в целом.
Этап №3. Выполнение плана
На данном этапе последовательно, согласно плану, осуществляются необходимые действия (восстанавливается первичка, собирается учетная база, устраняются ошибки и недочеты, создаются новые регистры бухучета и т.д.).
Этап №4. Подготовка отчетности
На данном этапе осуществляются сверки с контрагентами, налоговиками и внебюджетными фондами, проверяются расчеты и платежи. Затем формируется бухгалтерская, налоговая и кадровая отчетность для сдачи в соответствующие контролирующие органы.