Бухгалтерское сопровождение

Как восстановить бухгалтерский учет в компании?

Как восстановить бухгалтерский учет в компании?

Неполный комплект и полная утрата бухгалтерской документации чреваты крайне негативными последствиями для бизнеса, начиная с солидных штрафов и доначислений со стороны налоговой и заканчивая привлечением руководства и бенефициаров компании к ответственности (субсидиарной, административной или даже уголовной). Поэтому если в компании были выявлены проблемы с отсутствием бухгалтерских документов, необходимо немедленно принимать меры по их восстановлению.

Первые шаги

Как и в любом деле начинать надо с четкого определения круга имеющихся проблем, чтобы затем, с учетом масштаба выявленного хаоса, вплотную заняться постановкой актуальных целей и задач. В зависимости от обстоятельств ситуации и фактора времени, восстановление может быть:

  • полным (если документация была полностью утрачена);
  • частичным (если отсутствуют отдельные документы);
  • срочным (если ожидается налоговая проверка или по иным причинам требуется оперативность).

После постановки целей и задач руководству необходимо решить вопрос о том, кому оно доверит восстановление бухучета, штатным бухгалтерам или профессионалам консалтинговой компании.

Сколько времени займет восстановление?

В зависимости от сложности и объема задач, процесс восстановления обычно занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.

Процесс восстановления бухгалтерского учета

Восстановление учета проходит в несколько этапов:

Этап №1. Инвентаризация и анализ

На этом этапе проводится инвентаризация финансовых, налоговых и кадровых документов компании. Осуществляется детальная проверка расчетов налоговых и иных платежей, правильность внесения в программу регистрационных данных. Документы бухучета анализируются на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства. Выявляются все допущенные ошибки, несоответствия между документами и т.д. После этого определяется круг первостепенных и второстепенных задач по восстановлению документации.

Если инвентаризацию проводит бухгалтерская компания, то на этом этапе:

  • формируется отчет;
  • определяется примерная стоимость работ;
  • даются профессиональные рекомендации заказчику;
  • подписывается договор с заказчиком.

Стоимость услуг бухгалтерской компании зависит от:

  • режима налогообложения компании;
  • численности ее персонала;
  • объема хозяйственных операций;
  • сложности и срочности восстановительных работ.

Этап №2. Планирование

Весь объем работ распределяется по секторам. Для каждого сектора определяются свои цели и задачи, а также четкие сроки для их исполнения. По итогам планирования составляется план работ, в котором прописываются сроки окончания работ как по отдельным задачам, так и по всей процедуре восстановления в целом.

Этап №3. Выполнение плана

На данном этапе последовательно, согласно плану, осуществляются необходимые действия (восстанавливается первичка, собирается учетная база, устраняются ошибки и недочеты, создаются новые регистры бухучета и т.д.).

Этап №4. Подготовка отчетности

На данном этапе осуществляются сверки с контрагентами, налоговиками и внебюджетными фондами, проверяются расчеты и платежи. Затем формируется бухгалтерская, налоговая и кадровая отчетность для сдачи в соответствующие контролирующие органы.